Генпрокуратура обвинила главу Совета судей в незаконном бизнесе и потребовала конфискации активов на 9 млрд рублей
Генпрокуратура подала в суд иск о конфискации активов председателя Совета судей Виктора Момотова. Речь идет о почти 100 объектах недвижимости на сумму свыше 9 млрд рублей.
Что случилось?
В иске утверждается, что Момотов заработал миллиарды рублей на гостиничном бизнесе, который по закону не имел права совмещать с госслужбой, а его партнеры связаны с ОПГ «Покровские».
Как отмечает «Коммерсант», иск был подписан лично главой ведомства Игорем Красновым, чью кандидатуру на пост главы Верховного суда неделю назад поддержал Совет судей под председательством Момотова. В документе говорится, что Момотов нарушил запрет на предпринимательскую деятельность.
Бизнес-империя председателя Совета судей
По версии прокуратуры, Момотов развивал гостиничный бизнес совместно с владельцем сети Marton Андреем Марченко. Им принадлежали 44 участка и 51 объект недвижимости, объединенные в сеть из около 40 отелей, банных комплексов и кальянных в Москве, Краснодарском крае, Ростовской, Воронежской, Волгоградской, Нижегородской и Калининградской областях, а также в Вологде. Некоторые гостиницы оформлялись как индивидуальные жилые дома, однако Момотов, используя свое влияние, помог легализовать эти объекты в судах.
Момотов также сотрудничал с организаторами ОПГ «Покровские» Аркадием Чебановым и Андреем Коровайко. В 2010 году за «услуги» они передали Момотову и Марченко землю и здания в Ростове-на-Дону, где была построена десятиэтажная гостиница «Marton Седова».
Что важно знать?
Завтра Госдума рассмотрит представление Владимира Путина для назначения экс-генпрокурора Игоря Краснова на должность председателя Верховного суда. Никаких препятствий к утверждению не может быть даже теоретически. Краснов был единственным кандидатом на пост, освободившийся в связи со смертью однокурсницы Владимира Путина Ирины Подносовой. Дело против Момотова можно считать транзитным при переходе Краснова из Генпрокуратуры в Верховный суд.
Краснов пробыл генпрокурором почти пять лет — в 2020 году он сменил в должности Юрия Чайку. Его работа на этом посту запомнится прежде всего потоком деприватизационных дел, причем «возвращение государственного контроля над стратегическими предприятиями» от третьих лиц Краснову одобрил лично Владимир Путин. Только крупных дел такого рода десятки, начиная с прецедента «Метафракса», де-факто узаконившего и неограниченный срок давности приватизационных дел, и неправомочность региональных органов власти при управлении госимуществом в 1990-е. Изымали активы и по другим основаниям — достаточно вспомнить «Рольф», «Макфу», «Главпродукт» и Домодедово.
Сумма активов, изъятых по искам Генпрокуратуры или переданных в управление государству за последние три года, достигла 3,9 трлн рублей, подсчитали в адвокатском бюро NSP. Эта сумма эквивалентна расходам федерального бюджета за месяц, или 2% ВВП России. Суды, вплоть до ВС, который теперь возглавит Краснов, обычно становились на сторону Генпрокуратуры. Исключения единичны.