Как ФСБ крышует банки, чаевые карточкой и бум техноподгузников

История тайного банковского бизнеса высокопоставленных офицеров ФСБ

Тема дня — расследование The Bell и издания «Проект» о миллиардном банковском бизнесе сотрудников управления «К» ФСБ. Арест бывшего главы банковского отдела спецслужбы Кирилла Черкалина и его предшественника Дмитрия Фролова вскрыл целую систему крышевания на триллионном рынке банковского обнала. Мы прочитали показания банкиров, плативших высокопоставленным сотрудникам ФСБ за «крышу», и рассказываем, как Черкалин и его коллеги зарабатывали миллиарды — и при чем тут уехавший за границу замглавы Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников.

Крыша и подкрышники

  • Мы поговорили с несколькими банкирами, платившими, по их словам, Черкалину и его коллегам за «крышу» или получавшими от них такие предложения. Некоторые из них согласились назвать свои имена — это бывший совладелец Пробизнесбанка и финансовой группы «Лайф» Александр Железняк, экс-владелец Интелфинансбанка Михаил Завертяев и экс-владелец Межпромбанка Сергей Пугачев (часть его рассказа The Bell публиковал в начале июля).
  • Крышевание банков сотрудники управления «К» поставили на поток. Брали либо процент от выведенных средств (0,1–0,2% от объема операции), либо фиксированные взятки и откаты за конкретные нарушения. Для взимания процента из ФСБ в банк командировали «подкрышника» — сотрудника действующего резерва. Он получал должность главы службы безопасности с хорошей зарплатой (в Пробизнесбанке — $120 тысяч в год) и возможностью контролировать денежные потоки. Второй задачей «подкрышника» был сбор информации о рынке — так находились новые клиенты.
  • Система не была замкнутой — для управления своей сетью головному управлению «К» приходилось взаимодействовать с региональными управлениями ФСБ и управлением собственной безопасности (УСБ), которое не могло не замечать, каким бизнесом заняты коллеги, рассказал The Bell источник, близкий к спецслужбе.
  • Контролем рынка обнальщиков теневая работа банковского управления ФСБ не ограничивалась. Черкалин тесно общался с руководителями едва ли не всех крупных российских банков. Экс-владелец рухнувшего банка «Югра» Алексей Хотин в своих показаниях якобы рассказывал, что на протяжении трех лет платил Черкалину за покровительство (об этой версии писал РБК, но защита Хотина это опровергает и утверждает, что заявила на РБК в полицию).

Свобода за активы

  • Больше можно было заработать на помощи банкирам, оказавшимся под угрозой уголовного преследования. Совладельцы группы «Лайф» Александр Железняк и Сергей Леонтьев в 2015 году после краха своих банков уехали за границу и стали фигурантами уголовного дела. После этого с Железняком, по его словам, связался замглавы Агентства по страхованию вкладов (оно занимается санацией банков) Валерий Мирошников, которого банкиры называют другом Черкалина. Рекомендованный им посредник предложил Железняку план, согласованный, по его словам, с Мирошниковым и Черкалиным: банкиры составляют список своих активов, возвращаются в Россию, сотрудничают со следствием, три-четыре года сидят под домашним арестом, а за это получают компенсацию из «общего котла» возвращенных активов. Свою долю должны были получить и посредники. О вымогательстве денег Черкалиным и подчиненными Мирошникова рассказывал в письме Владимиру Путину и совладелец Межпромбанка Сергей Пугачев (сам Мирошников все обвинения опровергал, утверждая, что угрожал ему как раз Пугачев, которого АСВ пыталось привлечь к субсидиарной ответственности по долгам Межпромбанка).
  • Бывший замглавы АСВ Мирошников проходит по делу Черкалина свидетелем, писал «Коммерсант». Сразу после задержания Черкалина чиновник уехал за границу, а в начале июля уволился из АСВ.

«Внутривидовая борьба»

  • Черкалин, его бывший начальник Дмитрий Фролов и их подчиненный Андрей Васильев были задержаны в апреле 2019 года по обвинениям в получении взятки и особо крупном мошенничестве. При обысках у них было найдено около 12 млрд рублей наличными и в виде часов и драгоценностей.
  • Бизнесмены с хорошими знакомствами в силовых органах связывают арест офицеров управления «К» с «внутривидовой борьбой» в ФСБ. Потерпевший по их делу — московский застройщик Сергей Гляделкин, бывший сотрудник московского стройкомплекса, который уже участвовал в громких делах, инициированных ФСБ, и к тому же — со связями в Генпрокуратуре.
  • В 2021 году директору ФСБ Александру Бортникову исполнится 70 — это значит, что за его место уже сейчас идет жестокая борьба внутри службы, напоминает один из собеседников The Bell.

Полностью расследование The Bell и «Проекта» можно прочитать здесь.

Что мне с этого?

«Блестящий, очень умный, прекрасно разбирается в теме, если бы не все это, я бы его на работу взял, — описывает Черкалина один из крупных российских банкиров. — Но это все ребята коммерческие, такое поколение». Расчистка российского банковского рынка от обнальных банков обошлась государству в триллионы — а существует эта система в том числе благодаря сотрудникам ФСБ, придумавшим свой бизнес.

ДЕНЬГИ

Чаевые карточкой

Чаевые в ресторане — пожалуй, последняя трата денег в Москве, для которой необходимы наличные: оплатить чаевые картой можно далеко не везде. Первым эту проблему стал решать Сбербанк со своей системой Plazius, но (что необычно для банка Грефа) она пока не установлена во всех российских ресторанах. Теперь к решению проблемы подключилась Visa — сегодня платежная система запустила в кафе «Хлеб насущный» на Страстном бульваре свой сервис безналичных чаевых. На чай можно будет оставить при оплате через терминал, а деньги поступят официанту на личный электронный кошелек и будут оформлены как акт дарения.

ФСБ на свалке

Типичная деловая новость для России 2019 года: племянник главы ФСБ Александра Бортникова Дмитрий стал совладельцем оператора скандального мусорного полигона «Ядрово», против которого в 2018 году протестовали жители подмосковного Волоколамска. Сделка с новым собственником полигона заняла буквально месяц. За три недели до нее на оператора свалки было заведено уголовное дело о нарушении правил хранения опасных отходов — интересно, что с ним будет после смены собственников.

СИГНАЛЫ

Все готовятся к субботе

Первый день почти без новостей о московских протестах — если не считать предсказуемой новости об аресте на 30 суток члена политсовета Либертарианской партии Михаила Светова, которого вчера задержали сразу после выхода с переговоров о митинге 3 августа с мэрией Москвы. Попытки согласовать с мэрией субботнюю акцию сегодня продолжили независимые муниципальные депутаты — они подали уведомление о серии одиночных пикетов на Бульварном кольце. Ответа от мэрии пока нет. Готовится и полиция — она попросила перенести запланированный на 3 августа футбольный матч «Спартак»—«Динамо», потому что и на футбол, и на митинг может не хватить полицейских.

ПРАКТИКА

Как улучшить карьеру с помощью подработок

В современном корпоративном мире продвижение по карьерной лестнице больше не «высидишь», как можно было раньше. Средний американец за свою карьеру меняет 15 рабочих мест, свидетельствуют данные LinkedIn. Работа в разных компаниях и в разных областях помогает получить разносторонний опыт, необходимый для руководящих постов. Но что делать, если вам нравится в вашей компании? Bloomberg советует найти себе подработку — и даже не обязательно за деньги. Подойдет любое занятие, не входящее в ваши обязанности, но дающее навыки, полезные в вашей сфере, — одна из героинь статьи работает в SMM в онлайн-маркетплейсе Etsy, а в свободное время развивает собственный онлайн-магазин, другая — получила образование сценариста, потому что это помогало в работе инвестбанкира.

Техноподгузники спасут P&G и Kimberly-Clark

У производителей подгузников в США проблемы — американцы рожают меньше детей, и продажи падают. Procter&Gamble (производитель Pampers) и Kimberly-Clark (Huggies), чтобы не уйти в минус, приходится повышать цены — а чтобы обосновать это и не потерять долю рынка, внедряют в подгузники высокие технологии. Kimberly-Clark пошла по привычному для всех повышающих цены компаний экологичному пути — она выпустила подгузники из растительных материалов, которые стоят впятеро дороже самых дешевых аналогов. Procter&Gamble, наоборот, ушла в высокие технологии — она совместно с Google выпустила памперсы с системой мониторинга детского сна и активности, которая отсылает родителям оповещение на смартфон, когда ребенок покакает. Немаловажно: первым рынком, где обе компании представят свои сверхпремиальные продукты, станет Китай.