Крик бизнеса о помощи, кошмар бесконечных выходных, основатель «Точки» о кризисе и как стать оратором дома

Бизнес в прямом смысле прокричал власти о том, что ему нужно в кризис. Власть обещала подумать над своими предложениями.

Владимир Путин в четверг провел встречу с бизнесом, посвященную борьбе с коронавирусом, но ее героем стал не он и не вице-премьер Андрей Белоусов, а владелица сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова.

Что произошло

Что власти придумали для помощи бизнесу, на встрече изложил Белоусов. Главное предложение — о коротких кредитах госбанков на зарплаты под гарантии и по ставке вплоть до нулевой — оказалось расширением программы рефинансирования ЦБ.

  • Освобождение бизнеса от налогов даже не рассматривается — только отсрочка на  полгода.
  • Тем более нет речи об отмене НДС: его размер и так уменьшается с падением выручки, объяснил вице-премьер.
  • Но отсрочку могут пролонгировать — банкротить бизнес через полгода власти не собираются.
  • Форс-мажор для частной аренды объявлять тоже не хотят — точнее, объявят «в предельном случае», потому что иначе «торговые центры завалятся».
  • Путин поддержал продление моратория на проверки малого и среднего бизнеса (сейчас действует до конца года), уплату налогов в рассрочку, снижение налогов на имущество для бизнеса и даже (возможно) распространение защиты бизнесменов от уголовного преследования на ИП. Но конкретных сроков и деталей не привел.

«Не говорите слово “отсрочка”»

Роль представителя бизнеса в целом взяла на себя создатель сети кафе «Андерсон» (ее эмоциональное выступление можно посмотреть здесь). «Я Анастасия Татулова, я предприниматель. Компании 10 лет, прошла три кризиса. Если две недели назад я была средним бизнесом, то сейчас я микробизнес», — начала она диалог с Путиным.

Ее претензии сводились к следующему:

  • Помощь государства недостаточна и запаздывает, тогда как бизнес лишен подушки безопасности не по своей вине.
  • Надзор, наоборот, избыточен: бизнес нельзя постоянно подозревать в желании обмануть государство, а с любыми злоупотреблениями настоящими налоговыми льготами должна справиться ФНС.
  • То же в области регулирования: давно обещанную регуляторную гильотину надо вводить не с 2021 года, а со следующего месяца.
  • Ошибочно разделение бизнеса по отношению к помощи на малый, средний и крупный: в такой кризис нужно помогать всей уязвимой отрасли.
  • Наконец, власть должна вести конкретный диалог с бизнесом и «вылезать вместе», а не обещать отсрочки вместо каникул.

Цитаты из выступления Татуловой можно почитать здесь. Возможно, главная из них: «Вам ФНС говорит, что вы получите другую налогооблагаемую базу, так я вам говорю, вы никакой не получите. Не с кого брать будет».

Последнее слово президент, спешивший на видеосаммит G20, оставил за собой: «какая разница — каникулы или отсрочка», отметил он, но о пролонгации налоговых каникул обещал подумать.

Что мне с этого?

Настоящий вопль бизнеса о помощи стоит считать более верным показателем реального положения дел в российской экономике, чем большинство заявлений власти и едва добравшуюся до марта статистику. О том, кто выиграет и проиграет от антикризисных мер Путина, мы рассказывали здесь.

ДЕНЬГИ

«Если договорятся — все у всех будет хорошо»

От подкрадывающегося краха — к упрямому оптимизму: сооснователь банковского сервиса для предпринимателей «Точка» Борис Дьяконов дал The Bell энергичное интервью о том, как пережил четыре кризиса и намерен справиться с пятым. Правда, этот кризис будет и самым тяжелым, уверен предприниматель: в отличие от прежних, он не финансовый, а закрыть почти любой реальный бизнес проще, чем потом восстановить, во много раз. Главный его совет — всегда договариваться и любыми средствами добиваться исхода win-win. «Я думаю, у людей, особенно — у предпринимателей, достаточно любви, энергии, мудрости, творческого потенциала, веры, чтобы перестроиться, подстроиться и сделать все нормально. Но это не значит, что стартовая точка — офигенная. Стартовая точка у нас — застрял на высоте 20 м между камнями», — говорит Дьяконов.

США перед пропастью

Ничто так не демонстрирует реальность кризиса и глубину разверзшейся перед главной экономикой мира пропасти, как новая статистика заявок на пособие по безработице. После многих лет недельных показателей на уровне 200–300 тысяч кривая скакнула в 15 раз, до 3,3 млн. И это, конечно, далеко не все — авторитетный Институт экономической политики оценивает потери рабочих мест в США в 14 млн к началу лета. Это означает, что уровень пика рецессии 2008–2009 года будет достигнут за три месяца. Цифра была ожидаемой, не уронила индексы и дала президенту Трампу повод снова похвалить себя за дальновидность и пакет помощи на $2 трлн, включающий расширенные пособия по безработице. Сомнений, что его примет конгресс, никаких нет: голос «против» в такой ситуации равносилен политическому самоубийству.

КОРОНАВИРУС DAILY

Выходные навсегда

Казалось, более важных новостей о коронавирусе, кроме закрытия с пятницы всех международных авиарейсов из России, а с субботы — всех кафе и непродовольственных магазинов в Москве (и похожих мер в других городах), в четверг не будет. Но нет: перед работодателями встал призрак бесконечных «путинских каникул». Заммэра столицы Анастасия Ракова в эфире «Вечера с Владимиром Соловьевым» сказала, что решения приняты на одну неделю только пока. «В конце следующей недели в зависимости от развития ситуации с коронавирусом будут приняты адекватные меры», — сказала она. Сегодня число инфицированных в России выросло на 182. Из 840 заразившихся в стране 546 — в Москве. Рост становится геометрическим, заявил накануне главный инфекционист Москвы, и это заставляет вспомнить (опровергнутые мэрией) планы жесткого карантина при достижении определенного эпидемического порога.

СИГНАЛЫ

Пандемия против санкций

Главный итог посвященного коронавирусу дистанционного саммита «большой двадцатки» — демонстрация сплоченности мира перед лицом пандемии, приверженности мировым институтам в виде ВОЗ, МВФ и ВТО, а также обещание дополнительных вложений в $5 трлн. Президент России использовал его, чтобы поднять вопрос справедливости санкций c моральной позиции: «Это вопрос о жизни и смерти людей, это чисто гуманитарный вопрос. Нужно вычистить эти вопросы от всяческой политической шелухи». Речь о моратории на торговые войны и финансовые ограничения для стран, наиболее пострадавших от коронавируса. За этой формулировкой прямо просматривается Иран. О снятии санкций с России Владимир Путин не говорил.

ПРАКТИКА

Почему с паникой нужно бороться как с вирусом

Существует большая разница между паникой и осознанием: с осознанием проблемы к человеку приходит ответственность, уважение к масштабу проблемы и понимание четкого плана действий, а паника лишь сеет страх и угрозу обществу. Как пишет The Guardian, из-за шквала новостей по поводу коронавируса и смертей от него многие здоровые люди начинают чувствовать затруднение дыхания и боли в груди (это симптоматика COVID-19). В пандемии возникает особое ответвление, которое можно назвать психическим заражением, и с этим необходимо бороться. В обществе необходимы творческие и сильные посылы, чтобы заставить людей воспарять духом и почувствовать надежду и смелость — она помогает бороться со стрессом, постоянное наличие которого ослабляет иммунитет любого человека. Сейчас у человечества есть шанс не просто пережить пандемию, но изменить человеческий вид, ускоренно научившись бороться с паникой и стрессом: в будущем это позволит людям легче переживать любые катастрофы.

Как стать оратором дома

Пандемия ограничила  публичные мероприятия и поездки в офис, многие люди теряют работу. Однако, как пишет Inc., эпидемия рано или поздно закончится, и нам придется не просто вернуться на работу, а заново создавать карьеру или строить бизнес. Здесь необходимо ораторское мастерство, «подтянуть» которое можно и находясь на домашнем карантине. Во-первых, найдите время, чтобы смотреть записи выступлений на конференциях TED, где свое ораторское искусство показывали экс-президент США Билл Клинтон и основатель «Википедии» Джимми Уэйлс. Особенно интересным сейчас будет выступление 2015 года Билла Гейтса про то, почему мир не готов к вирусным эпидемиям. Также попробуйте записывать ораторские выступления на диктофон, а затем исправлять недостатки. Тренируйтесь перед зеркалом — избавляйтесь от привычек трогать лицо, возиться с волосами, а также слишком заметно подглядывать в текст. Есть у вас время и для того, чтобы почитать тематическую литературу по ораторскому искусству.