Могут ли власти Москвы снести ваш дом, миллиарды Карла Лагерфельда и кто больше всех перерабатывает

Сотни домов в Москве можно снести, почти не советуясь с жителями, по документам, подписанным при Лужкове. Мы нашли их все и сделали интерактивную карту

Если ваш дом не попал в программу реновации Сергея Собянина, это не значит, что можно расслабиться и думать, что ваша собственность защищена. The Bell обнаружил 978 жилых домов в Москве, которые город может снести, почти не советуясь с собственниками квартир. Все они фигурируют в постановлениях, подписанных еще Юрием Лужковым в рамках его программы сноса пятиэтажек. Именно по этим документам девелопер ПИК собирается сносить кирпичные дома в Кунцеве, где у него возник конфликт с местными жителями.

  • Первая московская программа сноса пятиэтажек стартовала еще в 1995 году. The Bell нашел 88 постановлений правительства Москвы времен Лужкова, по которым до сих пор не снесены 978 домов. Они раскиданы по всей Москве, некоторые стоят в дорогих районах вроде Тверского, Пресненского и Гагаринского. Две трети этих домов попали в программу реновации, а остальные мэрия при желании может пустить под снос по постановлениям, подписанным при Лужкове. Часть этих постановлений была исполнена еще при старом мэре, другая осталась на бумаге.  Постановления действующие, и при желании город может ими воспользоваться, считают опрошенные The Bell девелоперы и юристы.
  • Именно с такого постановления началась скандальная история со сносом двух кварталов из 37 кирпичных домов в Кунцеве застройщиком ГК ПИК. Часть жителей считает снос незаконным, с весны 2018 года они протестуют всеми доступными способами: от судебных исков до круглосуточных уличных дежурств. Пока ситуация развивается не в пользу жильцов.
  • За последние годы в Москве было реализовано или находится в стадии реализации еще несколько проектов по программе Лужкова — например, при строительстве ЖК «Нескучный Home&Spa» на Ленинском проспекте или «Веллтон Парка» в районе Хорошево-Мневники. Каждый раз подготовка к стройке сопровождалась протестами местных жителей.
  • Узнать, есть ли «лужковское» постановление о сносе по вашему дому или дому в вашем квартале, можно, воспользовавшись интерактивной картой на нашем сайте.
  • Но одного документа мало: для того чтобы начать снос и переселение, мэрия должна заключить инвестконтракты с застройщиками. Вице-мэр Марат Хуснуллин заверил The Bell, что почти все контракты с девелоперами по лужковской программе были расторгнуты. Остаются незавершенными всего три проекта: помимо стройки ПИК в Кунцеве, это два квартала в районе Хорошево-Мневники (КРОСТ) и дома на Рязанском проспекте (ТЭН). По словам Хуснуллина, по действующим инвестиционным контрактам в ближайшие годы осталось снести не больше нескольких десятков домов.

Что мне с этого?

Если ваш дом предназначен к сносу, способов спасти его почти нет. Опрошенные The Bell эксперты назвали только один вариант, и тот скорее усложнит жизнь девелоперу, чем даст стопроцентную защиту. Речь идет о кадастровой регистрации земли под домом: пока эта процедура не пройдена, землей фактически владеет Москва. Если земля оформлена на жильцов, застройщику сложнее снести стоящий на ней дом: чтобы разметить территорию под строительство, ему нужно будет изъять ее у собственника. Это нельзя сделать без его согласия. Чтобы оформить на себя землю под своим многоквартирным домом, жильцы могут пригласить кадастрового инженера, а затем обратиться в Росреестр.

Но общая логика принимаемых правительством Москвы решений такая: если город решил, что государству это нужно, дом будет снесен в любом случае, жильцам остается только спорить по деньгам и условиям, говорят эксперты.

BELLCLUB

Основатель ABBYY Давид Ян в BellClub

5 марта гостем нашего клуба станет один из самых ярких технологических предпринимателей России и один из немногих hi-tech-бизнесменов в российском списке Forbes, основатель ABBYY Давид Ян. Свою первую компанию BIT Software он основал еще в 1989 году, когда учился на 4-м курсе МФТИ. Переименованная в 1997 году в ABBYY, она стала одним из мировых лидеров в области анализа изображений и понимания машинного языка с представительствами в 16 странах и более 1300 сотрудников по всему миру.

Сейчас Ян активно развивает стартап Findo — сервис поиска по персональным документам, работающий на базе искусственного интеллекта. Findo не просто напоминает о дедлайнах, но в перспективе сможет, например, заметить, что вы теряете интерес к работе или находитесь на грани увольнения. Именно искусственный интеллект в интервью Елизавете Осетинской Давид Ян назвал настоящим чудом, которое к 2030 году полностью изменит мир. Как именно, вы можете спросить у него лично — за закрытыми дверями BellClub, который впервые пройдет на территории лекционного пространства InLiberty. Купить билеты можно здесь.

ДЕНЬГИ

Без пяти минут скандал

В публикации статистики Росстата — снова странности. В первой версии опубликованного сегодня ежемесячного доклада «Информация о социально-экономическом положении России» за январь неожиданно не оказалось самой чувствительной и неприятной цифры — оценки реальных доходов населения. Ставший штатным критиком Росстата экономист Кирилл Тремасов успел предположить, что дело в завтрашнем послании президента, перед которым ведомство не хотело публиковать явно неприятную статистику, но к этому времени Росстат повесил на сайте обновленную версию доклада, где ключевая цифра уже значилась — падение на 1,3%. В 2018 году реальные доходы населения упали на 0,2%, это пятый год падения подряд.

Чем объяснялось отсутствие важнейшей цифры в первой версии доклада, мы вряд ли достоверно узнаем. Остается только внимательно слушать, что скажет о доходах населения в завтрашнем послании Владимир Путин. The Bell будет наблюдать за выступлением в онлайн-режиме и рассказывать о важных пунктах в экономике и бизнесе.

Миллиарды Лагерфельда

На 86-м году жизни умер Карл Лагерфельд — легендарный бизнесмен, с 1983 года возглавлявший модный дом Chanel. При Лагерфельде небольшой дом Chanel вышел из десятилетнего кризиса, вызванного смертью его основательницы Коко Шанель, и к 2010 году стал крупнейшим независимым luxury-брендом с оценкой $20 млрд и выручкой $10 млрд в год. Смерть Лагерфельда грозит Chanel новым кризисом — не меньшим, чем смерть Шанель в начале 1970-х, пишет Bloomberg. За ситуацией в компании будут пристально следить как лидеры рынка LVMH и Kering, так и амбициозные игроки вроде Michael Kors, купившего в прошлом году бренд Versace.

Американские потери Касперского

Наша любимая тема — жизнь компании Kaspersky в США после шпионского скандала с ее участием в американских СМИ и запрета на закупку ее ПО для госорганов. Скандал с осени 2017 года никакого развития так и не получил, и никакие обвинения компании предъявлены не были — но удар по бизнесу оказался серьезным: сегодня Kaspersky отчитался о падении выручки в США на 25% и объяснил этот результат «сложной геополитической обстановкой». Общая выручка по всему миру, впрочем, выросла на 4%, и компания считает, что пользователи восстановили доверие после обвинений в сотрудничестве с российскими спецслужбами.

ПРАКТИКА

Эпидемия пустого трудоголизма

Засиживаться в офисе допоздна — просто потому, что сотрудники чувствуют, что их должны видеть на рабочем месте как можно дольше, — глобальная эпидемия, следует из свежего исследования компании Maxis Global Benefits Network — это международный страховой пул, который объединяет больше 140 страховых компаний по всему миру. Компания подсчитала, что 79% сотрудников в компаниях по всему миру в среднем перерабатывают 20,4 часа в месяц — почти три полных рабочих дня. На первом месте по числу трудоголиков оказалась Мексика: здесь 87% сотрудников считают, что должны работать сверхурочно, и в среднем работают 16 часов в месяц сверхурочно. С большим отрывом по второму показателю идут Объединенные Арабские Эмираты (24 часа), США и Гонконг (по 23 часа). В России дела ненамного лучше: исследователи полагают, что у нас в стране в среднем принято перерабатывать 21 час в месяц. Всему виной — неправильная корпоративная культура, а сверхурочные не имеют никакого отношения к продуктивности, считает компания.

Без бумажного талона

Это прорыв: зарегистрироваться на рейс в российском аэропорте теперь можно будет с помощью электронного посадочного билета, распечатывать бумажный можно будет по желанию. Со второй попытки (первая была еще в 2017 году) Минюст зарегистрировал соответствующий приказ Минтранса. Правда, для того чтобы все это заработало, аэропортам нужны электронные турникеты — они пока есть, похоже, только у Домодедово, в Шереметьево и Пулково новые правила готовы внедрять, а во Внуково о своей готовности пока ничего не сообщили.

Петр Мироненко