Новый спор за триллионы, о чем Путин говорил с бизнесом и Новый год для экономных

ЦБ может получить триллионы из ФНБ за контрольный пакет акций Сбербанка

Во вчерашней рассылке мы уже предполагали, что спор между правительством и ЦБ за 50% плюс одну акцию Сбербанка станет одним из главных в 2020 году. Но истинный масштаб спора стал понятен только сегодня. ЦБ будет настаивать на том, чтобы пакет был куплен и оплачен по рыночной цене — сейчас она составляет 2,8 трлн рублей. Один из вариантов — оплатить сделку (какой бы ни была ее итоговая сумма) из триллионных излишков Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые правительство делило весь 2019 год. Но к этой схеме есть очень много вопросов.

Что случилось

Сегодня переговоры о судьбе контрольного пакета акций Сбербанка впервые официально прокомментировала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, а вчера это сделал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

  • Оба подтвердили, что обсуждение передачи 50% плюс одной акции Сбербанка от ЦБ некой другой государственной структуре идет. По словам источника The Bell, в декабре 2019 года обсуждение дошло до Владимира Путина. Ни он, ни остальные участники дискуссии не имеют принципиальных возражений. Но ЦБ настаивает на своих условиях сделки.
  • Сегодня Набиуллина заявила, что ЦБ может не «передать», а только продать пакет. Если правительство хочет регулярно получать дивиденды Сбербанка, то логично купить его контрольный пакет у ЦБ, отметила она. Об условиях сделки Набиуллина не говорила, но, по словам источника The Bell на финансовом рынке, ЦБ хочет продать пакет по рыночной стоимости. То же самое сказал «Ведомостям» источник, близкий к ЦБ.
  • Рыночная стоимость 50% плюс одной акции Сбербанка сегодня составляла примерно 2,8 трлн рублей.
  • По данным Reuters, правительство планирует использовать для сделки средства ФНБ. В 2020 году объем фонда превысит 7% ВВП, после чего закон позволяет тратить излишки его средств. В 2020 году эти излишки, по предварительным подсчетам, должны составить 1,8 трлн рублей. После многомесячных споров, одним из главных участников которых была Набиуллина, экономический блок правительства решил потратить эти деньги на инвестпроекты в России, но ограничил траты 1 трлн рублей на ближайшие три года.
  • Исходя из информации Reuters, Минфин рассчитывает, что эти деньги к нему вернутся — ЦБ по закону должен перечислять в бюджет 90% от своей чистой прибыли, на которую должен быть отнесен доход от сделки.

Как могут поделить деньги. По закону, который действует с 2015 года, ЦБ отдает в бюджет 90% своей чистой прибыли. Если допустить, что сделка пройдет по сегодняшней рыночной цене, а ЦБ отдаст 90% вырученной суммы государству, то регулятор в теории может заработать на сделке около 350 млрд рублей — 280 млрд как 10% прибыли, которую по закону оставляет себе. Еще 72,9 млрд — нынешняя формальная стоимость 50% акций Сбербанка на балансе ЦБ. Эта сумма по идее должна быть вычтена из чистой прибыли от сделки.

  • Эта сумма на треть больше дивидендов, которые Сбербанк может заплатить по итогам 2020 года. Если его чистая прибыль, как предполагает стратегия Германа Грефа, достигнет 1 трлн рублей, акционерам заплатят 500 млрд, а на долю владельца контрольного пакета придется 250 млрд.
  • Но все не так просто. С 2017 года, когда ЦБ, начав с «Открытия», начал проводить собственными силами крупные банковские санации, он каждый год показывает убыток (в 2017 и 2018 году — по 435 млрд рублей). Расходы ЦБ в 2018 году впервые превысили 1 трлн рублей. Дивиденды Сбербанка в этой арифметике не учитываются — их ЦБ с 2017 года полностью перечисляет в бюджет. Без специально оговоренных условий это будет означать, что приличная часть суммы пойдет на покрытие убытков регулятора, и только с части он заплатит в бюджет 90%.

Как оформят сделку. Чтобы осуществить комбинацию, правительству придется переписать сразу несколько нормативных документов — как минимум, закон о ЦБ (он прямо запрещает регулятору снижать свою долю в Сбербанке ниже 50% плюс одна акция) и постановление об инвестировании ФНБ, которое не разрешает вкладывать средства фонда в акции банков.

Что мне с этого?

Если часть денег ФНБ вместо крупных (и, скорее всего, сырьевых) проектов в России пойдет на сложную сделку с ЦБ, это может уменьшить планируемые правительством темпы роста экономики, но снизит и инфляционные риски, о которых беспокоилась в споре из-за денег ФНБ Эльвира Набиуллина.

ПРОЩАЙТЕ, ДЕСЯТЫЕ

Взлет и падение венчурного рынка

Продолжаем спецпроект «Прощайте, 2010-е» о том, как уходящее десятилетие изменило Россию. Мы уже подводили итоги 2010-х в политике, экономике и рунете. Сегодня очередь рынка венчурных инвестиций, которые должны были стать локомотивом российского технологического роста, но стали им лишь отчасти. В 2012 году Россия была одним из лидеров по привлечению инвестиций в стартапы — второе место в Европе после Великобритании. Но пока во всем мире венчурный рынок рос, в России он сдувался — результаты 2019 года будут хуже 2012-го почти в пять раз.

ДЕНЬГИ 

Как прошла новогодняя встреча Путина с бизнесом

В Кремле прошла традиционная предновогодняя встреча Владимира Путина с видными представителями российского бизнеса. В ходе официальной части обсуждали утвержденные заранее темы: «инвестиционный кодекс для бизнеса» и регуляторную гильотину, рассказали собеседники The Bell, близкие к участникам мероприятия. После, в кулуарах, Виктор Вексельберг живо интересовался у президента, что тот думает о Владимире Зеленском, а Алексей Мордашов — в целом тем, что у нас теперь с Украиной. А под конец Владимир Путин рассказал (уже в четвертый раз за последнюю неделю) бизнесменам о том, что прочитал за последнее время про Польшу и Гитлера.

Кто купил «Газпром»

Загадка года — кто в два приема и со скидкой к рынку купил квазиказначейские акции «Газпрома» почти на 320 млрд рублей. Обе сделки организовывал Газпромбанк, и сегодня его глава Андрей Акимов приоткрыл завесу тайны: покупателем стал консорциум в основном российских инвесторов, включая пенсионные фонды, сказал он «Интерфаксу». А больше ничего не сказал. Ранее на рынке обсуждали, что за покупателем скрываются структуры Аркадия Ротенберга, но он сам это отрицал.

Вместе, но по-другому

Герман Греф все время отрицает, что в совместных проектах Сбербанка с «Яндексом» не все гладко. Вот и в интервью Reuters он рассказал, что Сбербанк останется партнером компании, но не исключил, что совместные проекты с «Яндексом» могут быть переформатированы. В частности — «Яндекс.Деньги», 75% акций которых Сбербанк приобрел в 2013 году. «Здесь нужна развязка: например, мы убираем все non-compete agreements, и на ее базе (собственной банковской лицензии) “Яндекс” может развивать платежные сервисы», — сказал Греф. В «Яндексе» комментировать это не стали. Соглашение о неконкуренции, подписанное при продаже Сбербанку доли в «Яндекс.Деньгах», — одно из главных ограничений для «Яндекса» в развитии собственных финансовых сервисов, рассказывали ранее собеседники The Bell, знакомые с ситуацией в «Яндексах.Деньгах». В нем речь шла о том, что финтех-проекты «Яндекс» будет развивать на базе инфраструктуры Сбербанка — но теперь стороны явно готовы заниматься ими самостоятельно.

СПЕЦПРОЕКТ THE BELL И «МЕГАФОНА»

Будущее здесь

Мир стремительно меняется. И в первую очередь благодаря технологиям. В начале нового тысячелетия мы хотим осмыслить те технологические направления, которые повлияют, а возможно — полностью перестроят жизнь. The Bell и «Мегафон» запустили специальный проект «Будущее здесь». Вместе с заместителем главного редактора The Bell Олегом Хохловым и ведущей Bell Tech Лерой Позычанюк, а также экспертами «Мегафона» мы посмотрим на технологии через призму рынков и перспектив, которые они несут для бизнеса, и расскажем о взгляде на будущее предпринимателей и инвесторов. Ведь именно они создают новые тренды прямо сейчас. Мы подготовили для вас серию подкастов, видео и текстов, так что вы сможете прикоснуться к будущему любым удобным способом. Первая глава посвящена умным городам. Прочитать текстовую версию можно здесь, а послушать подкаст здесь.

«РУССКИЕ НОРМ!»

Новый герой — изобретатель тетриса Алексей Пажитнов

В многочисленных рейтингах самых популярных видеоигр «Тетрис» всегда на первом месте. По самым скромным подсчетам любителей компьютерных игр, за 35 лет по миру разошлось не менее полумиллиарда копий. Игру придумал советский инженер Алексей Пажитнов: он с детства обожал головоломки и в свободное от работы время оцифровал свою любимую игру. Она вышла очень азартной и скоро распространилась среди компьютерщиков в Москве, случайно попала в Венгрию, а оттуда — на Запад. О том, как в конце 80-х за правами на «Тетрис» охотились американцы и кто получил деньги за первые копии игры, Алексей Пажитнов рассказал в интервью Елизавете Осетинской для проекта «Русские норм!». Прочитать короткую текстовую версию можно у нас на сайте.

THE BELL TECH

Цифровые итоги 2019 года

В последней за этот год технологической рассылке The Bell подводим уже не итоги десятилетия, а итоги года. Впрочем, в IT каждый год идет за несколько, а 2019-й, который в цифровой отрасли стал кризисным сразу в нескольких отношениях, — тем более. В России вступил в силу закон о суверенном рунете, США и Китай погрузились в холодную кибервойну, инвесторы разочаровались в стратегии пристраивания арабских миллиардов в западные стартапы, а многие идеи, обещавшие технологические революции, просто не «взлетели». Но за поворотом нас ждет еще много нового.

ПРАКТИКА

Поношенные подарки

Во вчерашней рассылке мы рассказывали о том, как переход на ответственное потребление может сделать ваши новогодние праздники более дорогими. Сегодня WSJ рассказывает о противоположном тренде: набирающие силу онлайн-стоки и секонд-хенды  (в том числе люксовые) пытаются приучить покупателей к тому, что в эпоху Греты Тунберг дарить поношенную одежду — не только нормально, но и модно. В этот рождественский сезон секонд-хенды в США впервые начали продавать подарочные сертификаты, предлагать праздничную упаковку и составлять подарочные гиды. Проведенный компанией Accenture опрос показал, что дарить старые вещи готовы почти 50% американцев, а получать в подарок — даже 56%.

Главные алкотренды 2010-х и 20-х

Bloomberg подводит свои итоги 2010-х, и сегодня дело дошло до алкогольной индустрии. Прошедшее десятилетие запомнится как эпоха крафтового алкоголя (число небольших частных заводов в США, например, выросло в 10 раз), но не только. Главный тренд — люди стали пить чаще, но менее крепкие напитки. Это делает главным алкоголем 2020-х слабоалкогольные напитки и спритцы, а рост влияния соцсетей добавляет к ним яркие ликеры, подходящие для того, чтобы делать красивые коктейли и потом выкладывать в инстаграм.