После начала новой наземной операции Израиля в секторе Газа палестинское государство признали Франция, Великобритания, Канада, Австралия, Бельгия, Португалия и еще несколько стран. Всего признавших стало 156 государств из почти 200 входящих в ООН.
Что это реально значит?
Полноправным членом (а не страной-наблюдателем) Палестина в обозримом будущем все равно не станет. Формальным препятствием этому является Устав ООН — точнее, его четвертая статья, однозначно определяющая порядок приема — «постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности». США, главный союзник Израиля, единственные из пяти постоянных членов Совбеза ООН (еще Великобритания, Франция, Россия и Китай) не признают Палестину и могут блокировать ее членство.
Что дало бы Палестине членство в ООН?
При нынешнем положении дел — не слишком много, и точно не остановило бы военную операцию Израиля в Газе. Но как минимум США больше не смогли бы отказать в визах членам палестинской делегации на текущую Генассамблею — включая президента автономии Махмуда Аббаса.
В области формального международного права полноправное членство (и государственный статус) сняло бы важную неопределенность, не позволившую Палестине апеллировать к Женевским конвенциям о защите гражданского населения во время войны.
Членство само по себе также не связано с вопросом границ Палестины. За признание государства в границах после Шестидневной войны 1967 года (с сектором Газа, Западным берегом реки Иордан и Восточным Иерусалимом) выступают меньшинство признавших его стран.
Признание без членства совсем не имеет смысла?
Не совсем. В узком смысле оно укрепляет позиции Палестины в Международном суде ООН. Сейчас в нем два иска, связанных с обвинениями Израиля в геноциде — от ЮАР напрямую к Израилю и от Никарагуа к Германии за соучастие в геноциде.
Оба поданы еще год назад, до недавнего доклада международной комиссии ООН с жестким выводом о «намерении [Израиля] уничтожить палестинцев в Газе посредством действий, которые подпадают под критерии, изложенные в Конвенции о геноциде». Кто-то из новых членов может воспользоваться рекомендацией комиссии выполнить свои обязательства по прекращению геноцида и тоже подать в суд.
В широком смысле признание Палестины оставляет в повестке — хотя бы формальной — политическую перспективу «двух государств для двух народов» вместо полного подчинения Палестины, к которому, видимо, стремится правительство Биньямина Нетаньяху. В этом суть позиции стран Евросоюза, пишет BBC: накануне взявший на себя роль лидера президент Франции Эмманюэль Макрон констатировал тупик в конфликте, осудил и Израиль, и «Хамас» и заявил, что право сильного не должно возобладать.