Плохие новости для бизнеса в послании Путина, Агаларов в космосе и как Sony растит стартапы

Владимир Путин в послании Федеральному собранию не пообещал бизнесу ничего реалистичного — даже новых налогов

С точки зрения сигналов для бизнеса послание Владимира Путина Федеральному собранию оказалось самым бессодержательным за много лет. Два формально главных заявления «для предпринимателей», о проверках бизнеса и ограничении арестов по экономическим преступлениям, — повторяются из года в год и реальную ситуацию не меняют. О налогах впервые за много лет Путин не сказал вообще ничего. Зато одно из его заявлений отлично иллюстрирует отношение власти к делу Baring Vostok — Путин одобрил создание платформы для борьбы с давлением на бизнес на базе АСИ, топ-менеджер которого Артем Аветисян стал инициатором дела.

  • Проверки бизнеса. Путин предложил с 1 января 2021 года прекратить действие всех нормативных актов в сфере контроля и надзора, а за оставшиеся два года полностью обновить нормативные базы вместе с бизнесом, оставив «только нужное». Речь о предложенном Дмитрием Медведевым в январе плане «регуляторной гильотины» (это тогда премьер рассуждал о том, как надо готовить омлет). Ждать от этой инициативы многого пока не приходится. О борьбе с излишними проверками бизнеса, каждый раз с новыми инициативами, Путин говорил в 11 посланиях из своих 15. Реальные проблемы бизнеса эти инициативы, как правило, не решают — например, мораторий на плановые проверки малого бизнеса (обещание из послания-2014) привел к росту числа внеплановых проверок, жаловалась в прошлом году «Деловая Россия».
  • Уголовные дела на предпринимателей. Путин предложил резко ограничить поводы продления содержания под стражей по экономическим делам. Это тема более свежая, чем проверки (впервые появилась в 2012 году), но не теряющая актуальности (упоминалась в 5 из 7 посланий). Результатов немного: число дел по предпринимательским статьям с того же 2012 года неуклонно растет, а число осужденных — не снижается. Требование о запрете арестов по экономическим делам суды легко обходят, как в случае с Майклом Калви из Baring Vostok: любое обвинение можно объявить не относящимся к предпринимательской деятельности.
  • АСИ защитит от давления. Конечно, мы не знаем, была ли намеренной ирония этого предложения на фоне дела Baring Vostok, но выглядит все именно так: Путин отдельно упомянул о платформе, через которую бизнес мог бы жаловаться на давление. Ее будет создавать Агентство стратегических инициатив (речь, скорее всего, об этом проекте), в руководство которого входит инициатор уголовного дела Baring Vostok Артем Аветисян. «Уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами», — говорил, напомним, Путин в послании-2018.
  • О чем еще говорил. Больше всего места в послании заняли новые социальные гарантии (вице-премьер Антон Силуанов оценил их стоимость в относительно скромные 120 млрд рублей), была и обязательная часть про новые ракеты и противостояние с Западом — но не такая яркая, как в 2018 году. Главное мы пересказали здесь.

Что мне с этого?

«Президент тоже устал от невыполненных призывов», — прокомментировал часть послания, адресованную бизнесу, глава Сбербанка Герман Греф. Это похоже на правду — часть послания, посвященная бизнесу, выглядит дежурной данью жанру, а значит, и выполнять ее в реальности вряд ли кто-то будет и на этот раз.

BELL CLUB

ДЕНЬГИ

Агаларов в космосе

Арас Агаларов, до сих пор строивший в основном торговые центры (максимум стадионы), делает замах на космос — его Crocus Group может стать новым подрядчиком стройки на космодроме «Восточный». Агаларову предложено построить на «Восточном» стартовый стол для сверхтяжелой ракеты «Ангара» за 40 млрд рублей, выяснил The Bell. В прошло году в интервью РБК Агаларов признавал, что работать с государством трудно: «Я попадаю в такие ситуации только по каким-то поручениям». С «Восточным» может оказаться еще труднее: стройка космодрома, которая началась еще в 2011 году, сопровождается непрекращающимися скандалами и уголовными делами.

Первое российское размещение

Агрохолдинг «Русагро» стал первой российской компанией, официально запланировавшей на 2019 год публичное размещение — в середине марта «Русагро» может одобрить SPO на 19,2% акций на Лондонской фондовой бирже (LSE). При нынешних котировках «Русагро» такое размещение принесло бы ему $409 млн. Деньги «Русагро» потратит на новые проекты и, возможно, на приобретение активов масложирового холдинга «Солнечные продукты», частью акций которого владеют родственники спикера Госдумы Вячеслава Володина.

ПРАКТИКА

$200 млн на майонез без яиц

Корпорация Just, производящая майонез без добавления яиц, привлекла $200 млн в ходе нового раунда финансирования. Стартапом заинтересовались китайские инвесторы — текущие инвестиции собирает CLSA, международное подразделение китайского инвестбанка Citic Securities Co. Неплохой результат для компании, которая в 2016 году была замешана в скандале, связанном с манипуляцией финансовыми показателями и низким качеством продукции. До текущих инвестиций Just получила как минимум $220 млн. Среди ее ранних инвесторов был венчурный капиталист Винод Хосла и сооснователь Yahoo Джерри Янг.

Акселератор Sony

Японская компания Sony собирается открыть свой акселератор для стартапов, основанных за пределами компании. В рамках него корпорация обещает помочь предпринимателям с проработкой идеи, ее развитием, маркетингом и расширением. По мере созревания продукта Sony может вложить в стартап деньги, заключить с ним соглашение о сотрудничестве или выкупить. До этого Sony поддерживала бизнес-идеи лишь своих сотрудников, из этого внутреннего акселератора вышло 14 компаний (например, Aromastic, AeroSense). Подать заявку на участие в акселераторе можно на сайте компании.

Петр Мироненко