Последствия катастрофы новейшего Boeing, политика и бизнес Валентина Юмашева и что делать, если клиент неправ

Авиакатастрофа в Эфиопии поставила под угрозу продажи самого успешного в истории самолета Boeing

Авиакатастрофа новейшего Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии поставила бизнес американского авиаконцерна под настоящую угрозу. В предыдущей, первой катастрофе этой модели есть как минимум частичная вина самого Boeing. После нового крушения крупнейший эксплуатант самолета, Китай, приостановил все полеты 737 MAX 8. Это может поставить под вопрос контракты на поставку самолета, который уже стал самым продаваемым в истории Boeing.

  • Акции концерна на открытии торгов в понедельник упали на 11% — это самое резкое падение стоимости компании со времен терактов 11 сентября 2001 года. За день бумаги отыграли лишь часть падения — на 21:00 мск оно составляло 7%.
  • Boeing 737 MAX 8 эфиопского национального перевозчика Ethiopian Airlines потерпел крушение в воскресенье, 10 марта. В катастрофе погибли 157 человек, среди них трое россиян.
  • Катастрофа стала вторым за полгода крушением новейшего 737 MAX 8, который выполняет коммерческие рейсы меньше двух лет — с мая 2017 года. Сразу после катастрофы крупнейший эксплуатант MAX 8, Китай (95 машин), приостановил их полеты. За ним последовали Индонезия и Монголия. Авиавласти других стран пока следят за ситуацией. Это очень плохие новости для бизнеса Boeing, который по итогам 2018 года впервые за 6 лет опередил своего архиконкурента Airbus.
  • Главная причина резкой реакции Китая — предполагаемая частичная вина Boeing в первой катастрофе 737 MAX 8 в Индонезии в октябре 2018 года. После крушения самолета (его расследование официально не завершено) выяснилось, что у 737 MAX модификаций 8 и 9 есть недокументированная особенность: при полете в ручном режиме на опасно высоких углах атаки система автоматического управления MCAS сама корректирует угол, «опуская нос». В сочетании с недостоверными показаниями датчиков угла атаки и/или ошибкой пилотов эта особенность могла стать причиной крушения. Подробно о том, как это вышло, можно прочитать в разборе, сделанном пилотом-инструктором Boeing 737 Денисом Оканем.
  • После первой катастрофы Boeing разослал всем покупателям дополнительные инструкции. Сегодня компания объявила, что до первых результатов расследования крушения в Эфиопии рано говорить о конкретных мерах по безопасности.
  • Среднемагистральный Boeing 737 MAX (MAX 8 — одна из четырех его модификаций) — флагманская модель Boeing и самый продаваемый самолет в истории компании, хотя его продажи идут всего несколько лет. Всего, по данным Boeing, компания заключила контракты на поставку почти 4700 самолетов со 100 покупателями. Из них уже поставлено 350 машин.
  • В России 737 MAX 8 есть только у одной авиакомпании — S7. Она заказала 11 самолетов, два из которых уже поставлены и летают. Приостанавливать полеты S7 не собирается. Заказы на самолеты семейства Boeing 737 MAX есть также у Utair (28 машин), «Победы» (20), «Уральских авиалиний» (14) и «Нордстара» (3). Все они должны получить первые самолеты в 2019 году. О планах отказа от поставок никто из них не заявлял.

Что мне с этого?

Конструктивные особенности самолета очень редко становятся основной причиной авиакатастрофы, но первые 2–3 года эксплуатации новой модели иногда оказываются исключением. Пока причины катастрофы 737 MAX 8 в Эфиопии точно не известны, от полета на этой модели при возможности лучше на всякий случай отказаться, считают эксперты — даже несмотря на то, что ни в США, ни в ЕС, ни в России никаких запретов пока нет. Список авиакомпаний, в которых летает MAX 8, можно посмотреть здесь.

BELL CLUB

ДЕНЬГИ

«Спасательный круг» Мадуро

Только на прошлой неделе «кошелек Мадуро» по имени Нурлан Байдильда оказался не хранителем украденных из бюджета Венесуэлы денег, а выходкой пранкера Вована. Сегодня вместо кошелька нашелся «спасательный круг нелегитимного режима». Им оказался российский «Еврофинанс Моснарбанк» — минфин США утверждает, что именно он был базовым для провалившейся венесуэльской криптовалюты петро. Против банка, который принадлежит венесуэльскому Национальному фонду развития, а также группам Газпромбанка и ВТБ, введены санкции — за связи с нефтяной госкомпанией Венесуэлы PDVSA. Ее американские власти называют теперь не иначе как «прикрытием для коррупции, хищений и отмывания средств Мадуро и его соучастников». Пока это первый российский банк, который подвергся санкциям за связи с Венесуэлой.

Bourkhan и «Бандит»

Богатым россиянам принадлежит до 500 бизнес-джетов. Forbes составил рейтинг самых дорогих из них. На первом месте бизнес-джет Алишера Усманова — самый длинный и дорогой ($300–350 млн) среди самолетов российских миллиардеров. В честь отца Усманова он назван Bourkhan, а номер регистрации можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov)». На втором месте Boeing 767 Романа Абрамовича ($120 млн) — за черную полосу у кабины пилотов этот лайнер получил кличку «Бандит». Замыкает тройку Airbus A319 председателя совета директоров Evraz Александра Абрамова ($85 млн). Бизнесменам под санкциями со своими самолетами приходится прощаться: Олег Дерипаска отказался сразу от трех Gulfstream G650, на продажу также выставлены самолеты Сулеймана Керимова и Бориса Ротенберга. В непростой ситуации оказался и Геннадий Тимченко — Gulfstream просто перестала выполнять перед ним договорные обязательства и поставлять запчасти.

ЭКСКЛЮЗИВ

Кто оценивал спорную сделку банка «Восточный»

The Bell узнал, кто оценивал стоимость люксембургской компании IFTG для сделки с банком «Восточный» — расхождения в оценке этого актива легли в основу уголовного дела против топ-менеджеров Baring Vostok во главе с Майклом Калви. Оценку делала  Financial Consulting Group (FCG) — компания с российскими бенефициарами, которая консультирует и сопровождает сделки M&A с 2006 года. На рынке ее как минимум знают: в 2015 году FCG заняла 7-е место в рейтинге «Эксперт РА», к ее услугам прибегают госкомпании, например «Ростелеком», и другие фонды — в том числе Russia Partners и Almaz Capital. Впрочем, говорить об оценке актива, из-за которой основатель Baring и другие участники сделки с банком «Восточный» оказались в СИЗО, в FCG не стали.

THE BELL PROFESSIONAL

Как зарабатывать на акциях больше и проще

Можно ли инвестировать в акции, не погружаясь с головой в отчетность и биржевые новости, и при этом зарабатывать больше, чем на обычных индексных фондах? Один из вариантов, проверенных на Западе, — портфель на основе факторной модели. Крупнейший фонд, сформированный по такому принципу, управляет $45 млрд и за последние 10 лет получал доходность почти 12% годовых. В новом отчете для The Bell Professional финансист Марсель Салихов рассказывает, как сформировать факторный портфель, чтобы он работал на российском фондовом рынке. Цена отчета — 990 рублей.

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ

«Семья» 20 лет спустя

Валентин и Татьяна Юмашевы уже почти 20 лет после отставки Бориса Ельцина  окружены легендами и спорами: насколько до сих пор велико влияние «Семьи» на российскую политику и чем она занимается в бизнесе. В «Медузе» — большой текст, в котором рассказывается если не вся правда, то по крайней мере подробная версия от Юмашева и его окружения. Согласно ей, влияние было — но закончилось вместе с президентским сроком Дмитрия Медведева: после протестов 2011–2012 годов на Юмашевых пало подозрение в заговоре с целью оставить Медведева на второй срок. Что касается бизнеса, тут сам Юмашев не скрывает, что имеет ежемесячный доход в $15 000 за счет платежей от знакомых предпринимателей — «просто так», за заслуги перед российским бизнесом в 90-е. Впрочем, основные его доходы — дивиденды от 1,5% акций En+, подаренных бывшим зятем Олегом Дерипаской: даже после наложения и снятия санкций этот пакет стоит $1,5 млн.

ПРАКТИКА

Почему дизайн важнее маркетинга

В бизнесе не бывает мелочей, и дизайн — не исключение. Fortune (материал на английском) поделился основными тезисами выступления бывшего главного дизайнера IKEA Маркуса Энгмана, который на своем опыте убедился — хорошая маркетинговая стратегия вряд ли спасет ваш бизнес, если вы не будете уделять внимание дизайну. Энгман считает, что руководители допускают ошибку еще на этапе формирования отделов: сотрудников в маркетинговом отделе всегда больше, чем в дизайнерском. Это неправильно, потому что в дальнейшем инвестиции в визуальный образ бренда окупаются лучше вложений в маркетинг: клиенты охотнее приходят в компании, которые в дизайне смогли четко отразить направления своей деятельности и философию бренда. В скором времени компаниям будет еще сложнее: будущее — за персонализированным подходом к дизайну, который клиенты будут ждать от всех брендов.

Что делать, если клиент неправ

Как показывает практика, клиент далеко не всегда прав. Inc. (материал на английском) делится советами о том, как правильно вести себя в спорных ситуациях. В первую очередь рекомендуют оставаться спокойным и помнить, что главная задача — не выйти из спора победителем, а сохранить лояльного клиента. Бывают случаи, когда и дискутировать не стоит: проще и быстрее согласиться со всеми замечаниями и пообещать исправить ошибки в ближайшем времени. В остальных ситуациях можно объяснить клиенту какие-то внутренние процессы, что докажет вашу компетентность в вопросе. Отличным решением может стать подробный расспрос о предмете недовольства: человеку будет приятно особое внимание с вашей стороны, а полученный фидбек может помочь компании в дальнейшем развитии. Эксперты также советуют не забывать о существовании особого типа клиентов, которые недовольны всегда. На таких людей вообще не стоит тратить время.

Петр Мироненко