Все, что надо знать о новом владельце Forbes, новая блокировка Telegram и охотники за вашим ДНК

Новым владельцем Forbes стал экс-глава ВДНХ и венчурный инвестор из Дагестана. Что это значит для читателей?

Новый владелец Forbes Магомед Мусаев. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

У российского Forbes новый владелец – зять бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, бывший директор ВДНХ, а теперь венчурный капиталист Магомед Мусаев. В его записной книжке есть телефоны всех российских олигархов, рассказывал The Bell один из партнеров Мусаева. Интересно, поможет ли это журналу о миллиардерах.

  • За последние 15 лет российские бизнесмены привыкли сверять табель о рангах по майскому рейтингу журнала Forbes. Этот список настолько известен, что даже лег в основу знаменитого «кремлевского доклада» — предвестника американских санкций против российских олигархов. Но с 2015 года, когда Forbes приобрел бизнесмен Александр Федотов, вокруг журнала не утихали скандалы. Сам Федотов в процессе едва не обанкротился, и в итоге вынужден был искать для журнала нового владельца. Что о нем известно?
  • «У него с российских времен в записной книжке – все российские олигархи. Он эту записную книжку и таланты свои использовал для развития российских бизнесов», — рассказывал о Мусаеве в недавнем интервью нашему проекту «Русские норм!» его партнер по фонду GVA Павел Черкашин.
  • Сам Мусаев никогда не рассказывал о собственном бизнесе, а широкой публике был известен главным образом тем, что при Юрии Лужкове руководил ВДНХ. В нескольких интервью он рассказывал, как очищал гигантский кусок земли на северо-востоке Москвы от незаконной торговли и боролся за право проведения выставки Expo-2020. Но в 2009 году Мусаева отправили в отставку – как писал тогда «Коммерсант», он мог стать жертвой конфликта властей Дагестана с федеральным центром.
  • После ВДНХ Мусаев поработал в московской мэрии, а потом в правительстве Дагестана, где отвечал за инновации. Но чиновником Мусаев пробыл недолго, а его записная книжка в итоге пригодилась при создании инвестфонда в США. По рассказам Черкашина, это он предложил Мусаеву инвестировать в Долине сначала российские, а потом – «просто инвесторские» деньги в американские стартапы. Одними из тех, кому Мусаев помогал со сделками в США, были другие выходцы из Дагестана и участники списка Forbes: Сулейман Керимов и арестованный в апреле 2018 года Зиявудин Магомедов, рассказывал The Bell знакомый Мусаева.
  • Два года назад Мусаев вместе с Черкашиным и предпринимателем Абдулом Абдулкеримовым основал в Долине фонд GVA Capital, под управлением которого изначально было около $10 млн, а сейчас — $120 млн. Сам Мусаев в колонке для РБК пишет, что за четыре года фонд инвестировал почти в полсотни технологических компаний, которые суммарно стоят сейчас больше $5 млрд. Чтобы доказать, что фонд в Долине всерьез и надолго, два года назад партнеры за $7 млн купили в Сан-Франциско бывшую церковь Марии Гваделупской, которую превратили в коливинг для стартаперов под названием Hack Temple.
  • С Федотовым Мусаев был знаком еще до покупки журнала. По словам одного из собеседников The Bell, Мусаев даже одалживал Федотову деньги, когда владелец Forbes столкнулся с финансовыми трудностями. Скорее всего, журнал достался Мусаеву за долги, говорит источник, близкий к руководству Forbes. Сам бизнесмен также заявил, что принял на себя все обязательства издания (только по налогам и типографии журнал задолжал около 150 млн рублей).
  • Американский Forbes при сделке продлил лицензию на издание российской версии журнала до 2023 года (лицензионный платеж может составлять около $1 млн в год). Мусаев сегодня заявил, что гарантирует редакции Forbes независимость, вернул в компанию уволенных Федотовым со скандалом бывшего главного редактора Николая Ускова и топ-менеджера ИД, выпускающего журнал, Наталью Гандурину. И.о. главного редактора назначен проработавший в журнале много лет Николай Мазурин.

Что мне с этого?

Как мы и предполагали, следующим владельцем Forbes стал человек, далекий от медийного бизнеса. Как показывает пример других известных СМИ, для читателей — это часто не слишком хорошая новость. Но мы пока послушаем партнера Мусаева Павла Черкашина и не будем поддаваться предубеждениям.

СИГНАЛЫ

Telegram еще поблокируют

Пользователям Telegram (и мы вместе с ними, кстати — вот наш новый канал) рано радоваться неудаче блокировки мессенджера. ФСБ, не собирается сдаваться, выяснило Reuters. Межведомственная комиссия из представителей ФСБ, Роскомнадзора и Минсвязи с начала августа тестирует новые технологии фильтрации и блокировки трафика. Система, признанная лучшей, должна быть установлена на сетях всех российских операторов связи. То, что все эти усилия направлены именно против Telegram, косвенно подтверждают требования заказчика — система должна блокировать протоколы MTProto и SOCKS, с помощью которых Telegram шифрует сообщения и обходит блокировку. Пока, впрочем, тестирование никто успешно не прошел — вместе с Telegram перестают работать и другие приложения, например, «Сбербанк онлайн», пишет Reuters.

ДЕНЬГИ

Сбербанк сдает позицию за позицией

Сбербанк продолжает сдавать позиции: в начале августа он уступил место самой дорогой российской компании «Роснефти», а сегодня — сдал второе место «Лукойлу». К Герману Грефу никаких претензий — нефтяные компании дорожают вместе с нефтью (сегодня — уже $77,5) и падением рубля. «Лукойл» к тому же вчера объявил о программе обратного выкупа акций. С начала августа «Роснефть» выросла на 6%, «Лукойл» — на 5%. Для Сбербанка девальвация, наоборот, негативный фактор, а еще хуже — перспектива новых американских санкций. С 1 августа крупнейший российский банк подешевел на 17,1%, а с февральского пика — и вовсе на 36%. Грефу остается утешаться разве что вторым после Путина местом в сегодняшнем рейтинге самых влиятельных россиян от Forbes — хотя методика составления рейтинга вызвала критику и у государства, и у экспертов.

Аргентина тянет вниз лиру и рубль

Внимание инвесторов всего мира сегодня приковано к Аргентине — там происходит настоящий обвал местной валюты. Сегодня за неполный торговый день аргентинское песо упало к доллару на 17%, местный ЦБ поднял ставку до 60%, и теперь страна ждет как единственного спасения стабилизационного кредита МВФ, необходимого, чтобы экономика окончательно не обвалилась. Вслед за песо начала дешеветь и турецкая лира — ее падение достигало 5%, но сейчас стабилизировалось. Отголоски аргентинской катастрофы почувствовали и другие валюты развивающихся стран. Рубль к 20:00 подешевел на 30 копеек, и доллар снова стоит дороже 68 рублей

Удаляем всё

Конфликт «Яндекса» с телеканалами из-за пиратского контента в поисковой выдаче, судя по всему, только начинается. По решению суда, сегодня Роскомнадзор должен был заблокировать сервис «Яндекс.Видео», если компания не удалит из него ссылки на пиратские видео. «Яндекс» пояснил, что это привело бы к блокировке всего yandex.ru (большинство провайдеров умеют закрывать только домен целиком). Чтобы этого избежать, поисковик убрал ссылки на весь контент истцов — автоматически определять, пиратский он или нет, алгоритм не может, заявил «Яндекс». Теперь он будет обжаловать решение суда в апелляции.

ПРАКТИКА

Nestle придет за вашим ДНК

Обычные персональные данные — это уже вчерашний день: теперь бизнесу нужны ваши биоданные. Вчера мы писали о стартапе Nebula Genomics, который хочет создать маркетплейс с человеческими геномами. Но ладно бы ваш ДНК был нужен только стартапам — в нем заинтересованы и такие мировые гиганты, как Nestle. Компания хочет разрабатывать на основе биоданных здоровые напитки и диетические добавки. Nestle уже экспериментирует в рамках программы «Посол здоровья от Nestle» (Nestle Wellness Ambassador), в которой участвует около 100 тыс. японцев. За $600 в год участники получают набор с капсулами для приготовления чая, смузи и других здоровых продуктов, а также специальный прибор для сдачи крови и ДНК (с помощью этих данных компания определяет, какие продукты вам противопоказаны). Пользователи фотографируют свою еду и напитки, выкладывают ее в соцсетях, а потом получают рекомендации по образу жизни и специальным добавкам.

Как правильно критиковать конкурентов

Все стартапы гордятся своей уникальностью, считая, что они действительно выделяются на фоне своих конкурентов. Неудивительно, что основателям стартапов хочется покритиковать коллег. Считается, что это дурной тон, а критика конкурентов повредит в первую очередь вашей собственной репутации. Но это не значит, что говорить о конкурентах нельзя — просто, если вы не хотите навредить своей компании, делайте это осторожно. Inc. рассказывает о том, в каких ситуациях подобная критика уместна: прежде всего, когда вы можете ясно объяснить, почему ваша компания лучше, делая при этом акцент на преимуществах вашего стартапа, а не недостатках конкурентов. Критика будет выглядеть достойной, если с ее помощью вы обозначите ценности вашего бренда, а также будете опираться в ходе аргументации на конкретные факты. Наконец, критикуя, не портите отношения с конкурентами, мирное сосуществование с ними сделает вашу жизнь гораздо проще.

Петр Мироненко